Присвоение ранга при принятии на государственную службу

RU UA
Закон Украины «О государственной службе» (далее Закон № 889) предусматривает такие понятия, как «категории должностей государственной службы» и «ранги государственных служащих». На самом деле такое нормативно-правовое закрепление является достаточно положительным опытом, ведь позволяет не только разграничивать уровень ответственности разных должностных лиц, но и способствует тенденции продвижения по службе

Вышеуказанный закон закрепляет 3 категории должностей государственной службы — «А», «Б» и «В», а также девять рангов государственных служащих - видов специальных званий.

Категории и ранги государственных служащих (таблица)

Категории должностей государственной службы

«А»

«Б»

«В»

Ранги государственных служащих

1, 2, 3

3, 4, 5, 6

6, 7, 8, 9

При принятии на службу следует решить вопрос о ранге госслужащего. Есть три варианта:

  • присвоить ранг впервые;
  • присвоить новый ранг;
  • оставить имеющийся ранг.

Ранг государственному служащему присваивается с обязательным учетом трудовой биографии лица субъектом назначения, кроме случаев, предусмотренных законом. В личном деле государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении ранга государственного служащего.

Как присваивать ранги должностным лицам ОМС

Вопрос о присвоении рангов государственным служащим регулируют:

Постановлением № 306 утвержден Порядок присвоения рангов государственных служащих (далее — Порядок № 306) и соотношение между рангами государственных служащих и воинскими званиями, дипломатическими рангами и другими специальными званиями.

Порядок присвоения ранга государственного служащего впервые

Решение зависит от того, имеет ли лицо ранг должностного лица местного самоуправления, воинское звание, дипломатический ранг или другое специальное звание, классный чин, присвоенный по предыдущему месту работы (службы). Именно учитывая наличие или отсутствие такого ранга, моделируем следующие ситуации:

1. Лицо не имеет другого ранга, военного или специального звания, классного чина

Чтобы ответить на вопрос, в течение какого времени после назначения присваиваются ранги государственных служащих, следует обратиться к нормам Закона № 889. Следовательно, госслужащему, впервые назначаемому на должность государственной службы:

  • устанавливают испытания (ч. 2 ст. 35);
  • присваивают самый низкий ранг в пределах соответствующей категории должностей после испытания (ч. 5 ст. 39).

Лицу, впервые назначенному на должность государственной службы и не имеющему иного ранга, военного или специального звания, классного чина, по истечении срока испытания присваивают 3-й, 6-й или 9-й ранг государственного служащего — в зависимости от категории должности, на которую оно предназначена.

2. Лицо служило в органах местного самоуправления

В случае назначения должностного лица органа местного самоуправления на должность государственного служащего, на которой может быть присвоен низший ранг, ему присваивается такой ранг государственного служащего, который он имел в соответствии с Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493- III (абз. 1 п. 3 Порядка №306).

В контексте рассматриваемого вопроса эту норму можно перефразировать так: если ранг должностного лица местного самоуправления выше самого низкого ранга в пределах категории должности государственной службы, на которую назначено лицо, ему присваивают ранг госслужащего, который соответствует рангу должностного лица местного самоуправления.

Пример 1 1

Бывший глава районного совета имеет 5-й ранг должностного лица местного самоуправления. Его назначили на должность заместителя главы районной государственной администрации. Это первое назначение на должность государственной службы. Следовательно, руководствуясь общим правилом, лицу следовало бы присвоить самый низкий 6-й ранг в пределах категории «Б». Однако этот ранг ниже уже приобретенного ранга должностного лица местного самоуправления. Решение — присвоить ранг государственного служащего, который соответствует рангу должностного лица местного самоуправления, — 5-й.

Аналогично следует действовать и в случае, если ранг должностного лица местного самоуправления выше всех рангов в пределах соответствующей категории должности государственной службы.

Пример 2

Бывший председатель областного совета, имеющий 2-й ранг должностного лица местного самоуправления, был назначен руководителем территориального органа центрального органа исполнительной власти. Лицу должны присвоить 2-й ранг государственного служащего, несмотря на то, что этот ранг находится за пределами категории «Б» должностей государственной службы.

Если самый низкий ранг в категории должности государственной службы совпадает с рангом должностного лица местного самоуправления или выше этого ранга, присваивают самый низкий ранг в пределах этой категории.

Пример 3

Бывший председатель районного совета имеет 5-й ранг должностного лица местного самоуправления и вступает в должность главы районной государственной администрации. Эта должность относится к категории «А». Поэтому лицу должен быть присвоен самый низкий ранг в рамках этой категории  3-й.

Во всех случаях ранг присваивают после испытания.

3. Лицо имеет военное или специальное звание, классный чин

Постановлением № 306 (приложения 1-10) утверждено соотношение между рангами государственных служащих и:
  • специальными званиями работников органов внутренних дел и лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (приложение 1);
  • воинскими званиями (армейскими, корабельными) (приложение 2);
  • специальными званиями лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты (приложение 3);
  • воинскими званиями военнослужащих (специальными званиями лиц рядового и начальствующего состава) Государственной службы специальной связи и защиты информации (приложение 4);
  • специальными званиями лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции (приложение 5);
  • специальными званиями работников должностных лиц органов доходов и сборов (приложение 6);
  • классными чинами работников органов (приложение 7);
  • специальными званиями полицейских (приложение 8);
  • дипломатическими рангами (приложение 9);
  • специальными званиями лиц начальствующего состава Национального антикоррупционного бюро Украины (приложение 10).

Эти соотношения дают ответ на вопрос, какой ранг государственного служащего соответствует определенному военному или специальному званию, классному чину. Их применяют, если должность государственной службы, на которую назначено лицо, относится к категории, в пределах которой возможно присвоение более низкого ранга, чем предусмотрено соответствующим соотношением. В таком случае ранг присваивают в соответствии с соотношением (абз. 3 ч. 2 ст. 39 Закона № 889; п. 2 Порядка № 306).

Приведенные ниже примеры предполагают, что лицу, имеющему военное или специальное звание, классный чин, ранее не был присвоен ранг государственного служащего или должностного лица местного самоуправления.

Пример 4

Лицо со специальным званием «инспектор налогового и таможенного дела и ранга» вступает в должность категории «В». Согласно соотношению между рангами государственных служащих и специальными званиями должностных лиц органов доходов и сборов, указанному специальному званию соответствует 7-й ранг государственного служащего. Поскольку в категории «В» возможно присвоение более низкого ранга, чем предусмотрено соотношением, лицу присваивают ранг в соответствии с соотношением — 7-й.

Пример 5

Лицо со специальным званием «подполковник милиции» назначено на должность категории «В». Применяем соотношение между рангами государственных служащих и специальными званиями работников органов внутренних дел и лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Указанному специальному званию соответствует 5-й ранг государственного служащего. Как и в предыдущем примере, категория должности предполагает присвоение более низкого ранга, чем определенный по соотношению. Поэтому ранг присваивают в соответствии с соотношением — 5-й, несмотря на то, что он за пределами категории должности, на которую назначено лицо.

Если должность, на которую назначено лицо, относится к категории, самый низкий ранг которой совпадает с рангом, определенным по соотношению, или выше этого ранга, присваивают самый низкий ранг в пределах этой категории.

Пример 6

Лицо со специальным званием «советник налогового и таможенного дела III ранга» назначено на должность категории «Б». По соотношению это специальное звание отвечает 6-му рангу государственного служащего. Этот ранг, в свою очередь, самый низкий в указанной категории. Поскольку категория должности не предусматривает присвоение ранга ниже, чем определенное по соотношению, правило присвоения ранга по соотношению не применяют. Присваивают самый низкий ранг в пределах категории должности — 6-й*.

* Конечно, ранг по соотношению и самый низкий ранг в пределах категории совпадают. Однако в данном случае юридически точнее говорить о присвоении самого низкого ранга в пределах категории, а не о присвоении ранга по соотношению.

Пример 7

Лицо со специальным званием «инспектор налогового и таможенного дела и ранга» назначено на должность категории «Б». Эта категория не предполагает присвоения ранга ниже, чем определенный по соотношению. Потому соотношение не используют. Как и в предыдущем примере, лицу присваивают самый низкий ранг в пределах категории должности — 6-й.

Сведения о присвоении, изменении и лишении ранга государственного служащего вносятся в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения. По требованию государственного служащего в его трудовой книжке  производится запись о присвоении, изменении и лишении ранга государственного служащего.

ВАЖНО! Учтите, что, согласно порядку присвоения рангов государственных служащих, лицу не может быть присвоен ранг государственного служащего ниже присвоенного ранга должностного лица местного самоуправления или ранга, определенного в соответствии с соотношением между рангами госслужащих и военными или специальными званиями, классными чинами.

Присвоение ранга при возвращении на государственную службу

Лицо работало на госслужбе, получило ранг, уволилось и снова возвращается на госслужбу. Вопросы о ранге решают в зависимости от того, как соотносятся имеющийся ранг и ранги в пределах категории должности, на которую происходит назначение.

Категория должности включает ранг, присвоенный лицу

В случае перехода на должность низшей категории или увольнения с государственной службы за государственным служащим сохраняется ранее присвоенный ему ранг (ч. 9 ст. 39 Закона № 889). Государственному служащему, освободившемуся от государственной службы и вернувшемуся на государственную службу, очередной ранг присваивают через 3 года со дня назначения на должность государственной службы (абз. 1 п. 9 Порядка № 306). Следовательно, лицу, возвращающемуся на государственную службу и имеющему ранг в пределах категории должности, на которую оно назначено, ранг во время назначения не присваивается. В акт о назначении включают указание выплачивать надбавку в соответствии с ранее присвоенным рангом.

Очередной ранг в пределах категории должности может быть присвоен через три года со дня назначения. В то же время, Закон № 889 предусматривает возможность досрочного присвоения очередного ранга (ч. 7 ст. 39, п. 3 ч. 1 ст. 53).

Последнее возможно при наличии особых достижений или при выполнении особо ответственных задач.

ВАЖНО! Досрочное присвоение очередного ранга может производиться не ранее чем через год после присвоения предыдущего ранга.

Если государственный служащий имеет самый высокий ранг в пределах занимаемой должности, очередной ранг за пределами этой категории ему присваивают только за добросовестную службу в связи с выходом на пенсию** (ч. 8 ст. 39 Закона № 889).

** См. также разъяснение Нацгосслужбы от 19.08.2016 № 18-р/з.

Пример 8

На должность категории «Б» назначено лицо, имеющее 5-й ранг государственного служащего. Указанный ранг есть в пределах категории «Б», поэтому новый ранг при назначении не присваивают. Очередной 4-й ранг может быть присвоен через 3 года со дня назначения на должность.

Пример 9

На должность категории «В» назначен человек, имеющий 6-й ранг — самый высокий в этой категории. Потому, как и в предыдущем примере, новый ранг при назначении не присваивают. Поскольку ранг в пределах категории самый высокий, очередной 5-й ранг может быть присвоен при выходе на пенсию или в случае назначения на должность категории «Б» (п. 8 Порядка № 306).

Категория должности включает ранги выше, чем уже были присвоены лицу

Если все ранги в пределах категории должности, на которую назначают лицо, выше имеющегося ранга, присваивают самый низкий ранг в пределах соответствующей категории. Присвоение другого, кроме самого низкого, ранга в такой ситуации противоречит требованию присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории через каждые 3 года (абз. 1 ч. 6 ст. 39 Закона № 889).

Пример 10

На должность категории «А» назначено лицо, имеющее 5-й ранг. Ранги в пределах категории «А» — 1-й, 2-й и 3-й. Поэтому новоназначенный госслужащий получит 3-й ранг.

Такая ситуация будет типичной при принятии на госслужбу лиц, уволенных со службы до вступления в силу Закона № 889 (01.05.2016).

Пример 11

На должность категории «В» назначают лицо, которому в период действия Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 № 3723-XII (далее — Закон № 3723) был присвоен 12-й ранг. Сейчас он получит новый ранг — 9-й.

Категория должности включает ранги ниже присвоенного лицу

Если все ранги в пределах категории должности, на которую назначают лицо, ниже уже имеющегося ранга, применяют правило о сохранении ранее присвоенного ранга. В течение службы в должностях, относящихся к такой категории, присвоение очередного ранга невозможно.

Пример 12

На должность категории «В» назначено лицо, имеющее 5-й ранг. Ранги в пределах категории «В» — 6-й, 7-й, 8-й и 9-й. Следовательно, за лицом сохраняется 5-й ранг. Очередной 4-й ранг может быть присвоен только при переходе на должность категории «Б» 

Присвоение ранга после патронатной службы

Обратите внимание, что между нормой присвоения очередного ранга через 3 года после возвращения на государственную службу и частью 5 статьи 92 Закона № 889 имеется коллизия.

Время работы на должностях патронатной службы учитывается при присвоении государственному служащему ранга в пределах соответствующей категории должностей, если до назначения на должность патронатной службы он находился на государственной службе и после освобождения от должности патронатной службы вернулся на государственную службу

Эту коллизию решаем в пользу предписания Закона № 889.

Пример 13

Лицо получило 5-й ранг в течение службы в должности категории «Б», 15.11.2016 уволилось из госслужбы и с 16.11.2016 по 02.06.2017 (199 дней) работало в патронатной службе. Вернулась на госслужбу и назначена на должность категории "Б" 06.06.2017

В этом случае при назначении на должность госслужбы 06.06.2017 ранг не присваивают (оставляют 5-й ранг). Однако, в отличие от Примера 8, трехлетний срок для присвоения очередного 4-го ранга исчисляют не со дня назначения на должность госслужбы, а с учетом времени работы в патронатной службе. Таким образом, 4-й ранг будет присвоен не 06.06.2020, а 199 днями ранее — 20.11.2019.

Указанное наталкивает на вывод: если бы период работы в патронатной службе был равен или превышал три года, лицу сразу можно было бы присвоить очередной 4-й ранг.

Присвоение ранга при наличии нескольких оснований

Наряду с рангом госслужащего, лицо может иметь ранг должностного лица местного самоуправления и/или военное или специальное звание, классный чин.

Пример 14

Во время службы в органах доходов и сборов лицо получило специальное звание «инспектор налогового и таможенного дела и ранга», которое соответствует 7-му рангу государственного служащего. Следующее место работы лица — областной совет, где ему присвоен 11-й ранг должностного лица местного самоуправления. Впоследствии, в период действия Закона № 3723, лицо было назначено на должность пятой категории в аппарате облгосадминистрации. На момент увольнения с этой должности лицо имело 9-й ранг госслужащего. После увольнения некоторое время не работало. После вступления в силу Закона № 889 прошло конкурс и было назначено на должность категории «В»

Поскольку лицо имеет ранг госслужащего в пределах категории должности, на которую его назначили, руководствуясь общим правилом, ранг во время назначения не присваивали бы, а очередной 8-й ранг должны присвоить через 3 года после назначения на должность (см. Пример 8). Однако лицо имеет специальное звание, соответствующее 7-му рангу госслужащего. Следовательно, должность, на которую назначено лицо, относится к категории, в пределах которой возможно присвоение более низкого ранга, чем предусмотрено соотношением. Поэтому при назначении лицу должен быть присвоен 7-й ранг.

Бывший председатель районного совета имеет 5-й ранг должностного лица местного самоуправления и вступает в должность главы районной государственной администрации. Эта должность относится к категории "А". Поэтому лицу должен быть присвоен самый низкий ранг в рамках этой категории – 3-й.


зміст

Рекомендація місяця від редакції порталу «Кадровик-01»

Запрошуємо на вебінар «Перевірки Держпраці під час воєнного стану», який відбудеться 23 травня. Спікер — посадова особа Держпраці. У програмі — підстави для перевірки, як уникнути штрафів, різниця між трудовим договором і ЦПХ.

❗️Якщо хочете отримати персональну відповідь від посадової особи Держпраці, поставте запитання до 20 травня включно в чат вебінару❗️

Щоб переглянути вебінар та отримати сертифікат, реєструйтеся Система «Експертус Кадри» святкує День народження

Перевірки Держпраці під час воєнного стану

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді